Группа компаний «Респект»
Проект генплана, сделанный Научно-исследовательским и проектным институтом (НИиПИ) Генплана Москвы по заказу нижегородской мэрии, в феврале отправится на утверждение городской думы. Последние общественные слушания прошли вечером 25 января. Проект опубликован на сайте мэрии. У экспертов и горожан пока возникло около 3000 замечаний.
Прежде всего это экологически ориентированный проект, он предусматривает постепенный перенос промышленных предприятий с берегов Оки и Волги, берега потом рекультивируют, рассказал «Ведомостям» главный архитектор Нижегородской области Олег Рыбин. Не тронут только градообразующие производства — ГАЗ и судостроительный завод «Красное Сормово», но вред от них окружающей среде тоже минимизируют, заверил чиновник. Слоган генплана, по его словам, — «От города для вооружения к городу для жизни».
«Основное предприятие ОАО “ГАЗ” сохраняется на занимаемой территории с учетом последующей технологической модернизации и экологизации производства», — говорится в проекте. А вспомогательные производства выносили за пределы города еще в 1990-е гг., говорил «Ведомостям» председатель наблюдательного совета ГАЗа Николай Пугин. Территория автозавода остается в генплане зоной промышленной застройки, но «делится с севера на юг санитарно-защитной зеленью», говорится в замечаниях департамента архитектуры мэрии. Проще говоря, территорию разрежет сквер, вопрос лишь в том, сможет ли предприятие найти для этого свободную землю, объясняет участник слушаний по генплану, зампред бюджетной комиссии гордумы Владимир Паченов. Производственная площадка ГАЗа расположена на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, санитарно-защитная зона внутри предприятия уже есть, ее границы Роспотребнадзор утвердил в 2007 г. и ГАЗ выполняет все условия содержания зоны, сказал «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. Площадь автозавода и его санитарно-защитной зоны он не уточнил. По словам представителя ГАЗа, группа не комментирует новые планы городских властей. Разбивка нового сквера обойдется от 500 руб. за 1 кв. м, говорит топ-менеджер нижегородской строительной компании. Бывший менеджер ГАЗа оценил занимаемую им площадь в 43,2 га.
Ради комфорта нижегородцев авторы проекта не исключили и перенос за город международного аэропорта «Стригино», расположенного сейчас в Автозаводском районе. По крайней мере, в 2010-2013 гг. генплан предусматривает заказ технико-экономического обоснования (ТЭО) переноса. У областного правительства в отношении аэропорта совсем другие планы: определен разработчик технической концепции его реконструкции — немецкая Hochtief AG, а в феврале 2010 г. планируется объявить международный конкурс по выбору инвестора, первая фаза реконструкции оценена в 300 млн руб. и намечена на 2020-2012 гг. До 2030 г. аэропорт фактически перенесен не будет, возле города нет другой необходимой площади «свободного неба», заверила начальник отдела планировки и межевания территорий городского департамента архитектуры Людмила Шаршукова. Но ТЭО требуется, потому что есть негативное воздействие аэропорта на ближайшие жилые районы, добавила Шаршукова. ТЭО стоит от 5 млн руб., предполагает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Новый генплан призван бороться не только с шумом и выбросами, но и с высотной застройкой. Приоритет — «среднеэтажная среднеплотная застройка до шести этажей», говорится в сообщении мэрии. В историческом центре ограничения особенно жесткие. Так, в границах улиц Звездинки, Студеной, Холодного переулка разрешено строительство четырехэтажных домов, по Алексеевской — пятиэтажных. Высотная застройка в центре, противоречащая регламенту высотности генплана, может быть признана ошибочной, сообщил на общественных слушаниях заместитель гендиректора НИиПИ Генплана Москвы Александр Колонтай. Поскольку население города при этом планируется увеличивать (см. врез), всем в центре места не хватит, и развиваться Нижний будет за счет прилегающих территорий. Площадь города с нынешних 46 000 га к 2030 г. должна достигнуть 73 000 га, говорится в проекте генплана.
Ольга Морозова, Ведомости — Нижний Новгород, фото Олега Зайцева (МК в Нижнем